10 ошибок при фотографировании. Базовые ошибки композиции в фотографии. Я пользовался бесплатным фоторедактором

Научиться делать красивые и выразительные фотографии может каждый. Надо лишь запастись терпением и не растерять по дороге свой энтузиазм. Ведь, начиная обучение, новички совершают ошибки, которые могут отбить желание продолжить приобщение к искусству фотографии.

Сегодня мы предлагаем Топ-10 ошибок начинающего фотографа . Зная, какие «подводные камни» встречаются чаще всего, можно избежать досадных недоразумений.

10. Не изучена инструкция к технике

Конечно, чтение мануала для фотокамеры – не самое веселое занятие. Но часто незнание возможностей собственной техники приводит к ошибкам. Даже могут оказаться не так просты в освоении, если заранее не ознакомиться с инструкцией.

9. Неумелое применение вспышки

Как правило, новички снимают со встроенной вспышкой. А ее использование «в лоб» засвечивает передний план, создавая черные тяжелые тени на заднем фоне. Кроме того такая вспышка делает снимки плоскими.

8. Игнорирование правила третей

Очень часто начинающие фотографы при съемке пейзажей размещают линию горизонта точно по середине кадра, теряя ощущение пространства. Завышая или занижая точку съемки можно добиться гораздо более интересных фотографий природы. Стоит лишь помнить, что не стоит совсем уводить линию горизонта за пределы границ кадра.

7. Неудачный ракурс

Самая распространенная ошибка, это съемка высоких зданий и людей снизу. При этом возникает иллюзия падающего небоскреба или искажение пропорций человеческого тела. Профессионалы порой используют такой прием намеренно, но для удачного снимка в таком случае требуется навык.

6. Неудачные границы кадра

Конечно можно кадрировать снимки в графическом редакторе, смещая главный объект съемки или вырезая чьи-то затесавшиеся на фото руки. Но обрезка ухудшает качество фото. А значит, уже во время съемки надо продумывать композицию. Самое простое правило — избегать расположения главного элемента снимка в центре кадра, так как подобные фото выглядят статичными и скучными.

5. Обрезанный объект съемки

Чаще всего эта ошибка возникает при съемке портретов. Обрезанные локти, ступни, макушки и одежда приводят к тому, что фотография выглядит куцей. Поэтому, стремясь максимально близко снять свою модель, стоит все же убедиться, что в кадр помещается все необходимое.

4. Недостаточная резкость изображения

Чаще всего такой дефект возникает при съемке в условиях низкой освещенности, когда необходима длинная выдержка. Стоит помнить, что камера воспримет даже самую незаметную дрожь в руках фотографа, а значит, в такой ситуации понадобится штатив.

3. Неправильно определенная экспозиция

Величина экспозиции – это количество света, которое попадает на матрицу в единицу времени. При съемке необходима экспокоррекция, так как автоматически камера не всегда выбирает правильные настройки. Главное правило: при съемке светлых общих планов следует увеличивать экспозицию, при фотосъемке общих планов в темной тональности – уменьшать.

2. Неверный выбор ISO

При съемке нужно выбирать минимальную чувствительность, подходящую для условий съемки. Завышенное значение приведет к зернистости кадра, а заниженное не позволит сделать достойные снимки при недостаточном освещении.

1. Злоупотребление графическими редакторами

Конечно, современные фотографии немыслимы без обработки. Съемка в RAW-формате позволяет править контраст и корректировать цвета. Но важно не переусердствовать. Часто начинающие фотографы увлекаются чрезмерным насыщением оттенков, излишней контрастностью или лишенной малейших изъянов кожей на портретных снимках. Важное правило – сохранять естественность на фотографиях.

В ошибках нет ничего, чего можно было бы стыдиться. Спросите у любого более, или менее опытного фотографа, и он назовет вам целый список ошибок, которые он совершал на пути к своему успеху. К ошибкам можно отнести любые промахи, от потерянной крышки объектива, до разбитой оптики, от заваленного горизонта в кадре, до проваленной фотосессии. Очень важно, вынести из любой ошибки урок, а еще лучше учиться на чужих ошибках.

Сегодня, мы перечислим ряд распространенных ошибок, которые совершают новички, и в дальнейшем, так же будем возвращаться к этой теме, публикуя все новые и новые данные о промахах новичков и исправлении недостатков.

Ошибки начинающих фотографов в настройках камеры

Экспериментирование с различными режимами и функциями, доступными на вашей камере, это отличный способ создавать творческие и креативные фотографии. Все время, меняя настройки, вы рискуете создать слишком темные, или наоборот, засвеченные изображения. Это не страшно, ведь в следующей съемке вы не совершите тех же ошибок и будете знать, как лучше настраивать фототехнику.

Это не катастрофа, если вы осознаете свою ошибку, и у вас есть время изменить настройки. В худшем случае, это может означать, что вы пропустите один или два важных кадра, что в будущем приведет к созданию лучших фотографий.

Не забудьте отменять старые настройки

Лучший способ избежать проблем, это приучить себя отменять все настройки после каждой фотосессии. Таким образом, каждый раз, взяв камеру в руки перед съемкой, вы будете настраивать фотоаппарата по-новому. Оставляя прежние настройки, вы рискуете однажды сделать серию изображений, с теми параметрами, которые не соответствуют съемочной ситуации.

Кроме непосредственно настройки фотоаппарата, каждый раз проверяйте и другие параметры съемки. Обратите внимание на настройки вспышки, объектива и другой фотографической техники, применяемой в работе.

Установите точечный замер экспозиции

Если вы заметили, что экспозиция резко меняется от кадра к кадру, установите точечный экспозамер. Такое чаще всего получается тогда, когда вы снимаете все время, перемещая фотокамеру со светлой области, в темную, и наоборот.

На изображениях появляются пятна и пыль

Если работая с фотокамерой, вы вдруг замечаете странные пятна на своих фотографиях, то, скорее всего, стоит проверить датчик фотокамеры. Кроме того, грязной может быть не только матрица, но и объектив. Если избавиться от грязи у вас нет возможности, то лучше фотографировать при малом отверстии диафрагмы, при значениях f/16, а так же, до очистки техники не фотографируйте такие однотонные пространства как небо, снимайте что-то более разноцветное.

Объектив камеры в режиме ручной фокусировки

Если вы видите, что при любой попытке сфотографировать объект, находящийся на приемлемом расстоянии для съемки, у вас ничего не получается, то в первую очередь проверьте режим объектива. Очень часто в таком случае, оптика просто установлена на ручной режим фокусировки.

Установите режим непрерывной съемки

Фотографируя быстроменяющиеся сюжеты, лучше всего установить на фотоаппарате режим непрерывной съемки. В таком случае, фотоаппарат будет непрерывно фокусироваться, и создавать кадры. В противном случае, вы можете упустить важный момент и вовремя не сфотографировать.

Слишком большое, или слишком маленькое значение ISO

Зачастую фотомастера забывают убирать настройки ISO после очередной вечерней, или ночной фотосъемки. Разумеется, это не конец света, но в таком случае ваши фотографии могут быть слишком зернистыми, без всякой на то причины, особенно если вы работаете в хорошо освещенных условиях. Кроме того, иногда во время работы в плохо освещенном помещении, новички забывают увеличить значение светочувствительности, в результате чего, их снимки поучаются слишком темными.

Карта памяти не отформатирована

Очень обидно, когда придя на долгожданную фотосъемку, обнаруживаешь, что карта памяти фотоаппарата почти заполнена. Лучше всего будет форматировать карту памяти после каждого копирования всех отснятых фотографий на компьютер. Это существенно улучшит производительность работы фотоаппарата и избавит вас от неприятных ситуаций с переполненной картой памяти.

Вспышка при съемке днем

Часто вспышка может быть полезной не только в темное время суток, но и при ярком свете, однако это не всегда так. Фотографирование со вспышкой днем может существенно уменьшить общий контраст изображения или проявится в виде ярких следов на изображениях.

Кто-то проходит этот путь быстрее, кто-то чуть медленнее, но факт есть факт — все мы были когда-то начинающими и это правда. Речь даже не только о фотографии, сколько обо всем вообще. Все начинается с небольших и неуверенных первых шагов. Далее идут долгие тренировки, работа над ошибками и следующие шаги.

Данная статья как раз и посвящена таким первым и даже уже осмысленным шагам, которые помогут немного ускорить ваш путь в мире фотографии.

Ошибка 1 – выбитые света на фотографии

Эта же проблема наверняка известна многим как проблема «черная земля – белое небо». Заключается она в том, что на фотографии одновременно находятся и очень ярко освещенные участки, и участки в глубокой тени.

Т.о. динамического диапазона матрицы фотоаппарата просто не хватает, чтобы записать достаточное количество информации и в светах и в тенях. В результате нам приходится выбирать: получить полностью белое небо без намека на облака и нормальную землю\траву\дома или снять белые облака на фоне голубого неба, которые летят над черной пропастью.

Новую камеру покупать не стоит, это не поможет

Решение тут, как вы понимаете, это не купить новую фотокамеру с широким динамическим диапазоном. Решение — это научиться выстраивать композицию кадра так, чтобы исключить засветку. Так же следует подбирать экспозицию (наши параметры съемки) по светлым участкам.

Да, при этом общая фотография будет темноватой, но это мы исправим при последующей обработке (вы еще не снимаете в RAW? Вот вам еще одна причина начать это делать). Вытянуть тени гораздо проще, чем света, в тенях все камеры хранят гораздо больше информации.

Минус такого приема в том, что на многих фотоаппаратах, а особенно на любительских моделях, при вытягивании теней на снимке начинают появляться шумы. Чем больше тянете экспозицию вверх, тем больше будет шумов.

Ошибка 2 — позирование вместо задания направления


Особенно это актуально для портретных съемок, где главными героями являются люди. Начинающие фотографы часто слишком жестко пытаются руководить своими моделями, поставить их в какую-то позу, говорят куда положить руку, как наклонить голову.

Проблема в том, что такие фото конечно имеют свое место, но в большинстве случаев не являются натуральными и естественными для самих моделей.

Общайтесь с моделью, задавайте настроение и направление съемки

Решение этой ошибки — пытаться задать ребятам какую-то эмоцию и создать движение. Если это лавстори, то попросите влюбленных крепко обнять друг друга, а жениха отдельно попросите в какой-то момент пощекотать свою вторую половинку или что-то тихо сказать ей на ушко, можно даже какое-нибудь неприличное слово.

Это будет неожиданно для нее и наверняка вызовет естественную улыбку или смех. Будьте готовы заранее и в этот момент не упустите свой золотой кадр =)

Ошибка 3 — пренебрежение светом


Очень серьезная ошибка. Снимаем там, где нас попросили, а не где и когда нам самим нужно. Откроем секрет хороших фотографий – это хороший свет. Именно он является как минимум 50% успеха, поэтому, не принимая во внимание этот фактор (свет, его направление, угол падения, интенсивность, цветовую температуру), вы никогда не будете стабильно получать качественные фотографии.

Лучше все фото в одной правильной локации, чем по одной фото во многих неправильных

Решение для этой ошибки следующее — нужно потратить столько времени и сил на поиск хорошего света и локации, сколько вам потребуется. Запомните простую вещь: лучше найти одно приличное место и все фотографии отснять там, чем менять локации каждые 10 минут в надежде на успех. Вы только потратите зря свои силы и возможно так и не найдете удачное место.

Стандартный совет для новичков: снимать в золотые\волшебные часы, а именно на рассвете и на закате, если речь идет про пленер и фотосъемку на открытом воздухе.

Разница между светами и тенями небольшая (вспоминаем первый пункт про динамический диапазон), свет падает под хорошим углом. Если фотографируете днем – уходите в тень (работа с жестким светом это уже отдельная тема, достойная своего собственного подробного разбора), к мягкому и рассеянному свету.


Напишите пожалуйста в комментариях ниже — была ли полезна эта статья? Что вам понравилось, а что осталось не раскрыто? Задавайте вопросы, мы постараемся помочь.

Эта статья-памятка предназначена для начинающих фотографов -любителей (иначе говоря - чайников), и написана таким же чайником - успевшим, однако, приобрести некоторый опыт. Она ни в коей мере не претендует на роль пособия по созданию композиционно и технически совершенных фото шедевров. Прочитав ее, вы ровным счетом ничего не узнаете о том, что такое фотография вообще и хорошая фотография в частности, и о том, как нужно смотреть на мир, чтобы снимать хорошие фотографии.

Единственное. чем она может помочь вам - это предостеречь от самых распространенных и грубых ошибок в построении и обработке ваших первых фотоснимков - особенно, если вы по каким-то причинам собираетесь публиковать их в Интернете, вместо того, чтобы получать заслуженное удовольствие от их просмотра в кругу семьи.Несомненно, весь изложенный здесь элементарный материал можно усвоить на своей собственной шкуре, опубликовав свои снимки на любом фотографическом сайте и прочитав первую сотню критических отзывов на свои работы; но говорят, что умные учатся на чужих ошибках:-)К тому же в последнее время уровень взаимного восхищения в фотографических Интернет-сообществах продвинулся далеко за все вообразимые пределы. Так что, возможно, вы и не разглядите критические отзывы среди сотен абсолютно одинаковых комментов такого содержания: "Отлично! Браво, Мастер! Рек! Статус! В избранное!" И вот - отличный повод предостеречь вас от первой и главной ошибки.

Игнорируйте такие отзывы. Вежливо говорите (или не говорите) "спасибо" и сразу забывайте про них. Никогда не верьте им и не отвечайте им такими же отзывами (а это - единственное, чего от вас ждут авторы таких комментариев). Иначе - дело плохо... ну, то есть, рейтинговые фотографии вы, наверное, научитесь делать. а вот хорошие - никогда.Но мы отвлеклись. Итак, в Сети можно найти бесконечное количество рекомендаций и советов, а также длинных лекций и кратких курсов и о законах композиции вообще, и конкретно на тему о том, как следует строить композицию фотоснимка. Больше всего внимания при этом обычно уделяется так называемому "золотому сечению", описываемому нехитрой формулой a/b=b/(a+b). Так, авторы некоторых статей (например, здесь) сообщат вам, что любое произведение изобразительного искусства должно обязательно подчиняться правилам "золотого сечения", в качестве примера приведут разбитый на разноцветные треугольники прямоугольник, и безапелляционно предложат вписывать в эти треугольники основные элементы вашей композиции.

Для обоснования этой позиции обычно приводятся туманные ссылки на "магические" числа Фибоначчи.Не менее уважаемые, но существенно более подкованные математически авторы других статей (например, здесь) задумчиво констатируют, что при погрешности человеческого восприятия в 15% любое произвольное деление отрезка на две части с вероятностью 60% будет удовлетворять этому самому правилу "золотого сечения", так что нужно быть особо неудачливым, чтобы это правило нарушить:-) А уж что касается искусствоведов, то при минимальном профессионализме они-то всегда смогут найти на любой картине как многочисленные золотые сечения, так и их отсутствие - в зависимости от социального заказа.

И эти, и многие другие точки зрения имеют право на существование (лично мне ближе вторая), но начинающего фотографа чтение таких статей, скорее всего, собьет с толку… хотя, конечно, на определенном этапе оно будет совершенно необходимо. Ну что же, тот, кто уже дорос до осознания необходимости подчинить свои снимки многочисленным правилам композиции, всегда может найти в сети (хотя бы на данном сайте). а то и в библиотеке источники мудрости и припасть к ним. А мы займемся простыми ляпами.Далее предполагается, что читатель умеет пользоваться фотоаппаратом и графическим редактором "PhotoShop" (ФотоШоп, ФШ), или его аналогами. В качестве примера возьмем самую тривиальную фотографию - чайка, Нева, Петропавловка.
Итак, ошибки и дефекты снимка, на которых легче всего проколоться:

Завал снимка влево или вправо . Поворачивая ваш снимок в ФШ, пользуйтесь сеткой или направляющими линиям "View - New Guide". Тщательно выберите линию на снимке, по которой вы будете его выравнивать. Это может быть горизонт или вертикальная линия в центре кадра (но не сбоку!). Не примите за линию горизонта берег реки, на которую вы смотрите под углом, или склон холма - а такие ошибки делают и профессионалы.

Нерезкость . Главный объект снимка должен быть резким - это азбука. Так, на портрете обязательно должны быть резкими глаза - а наводка на резкость по ушам, кончику носа или пышному бюсту является одной из самых распространенных ошибок. Нерезкость окружающей обстановки - очень мощный инструмент: правильно выбрав ГРИП (Глубину Резкости Изображаемого Пространства), можно придать снимку объем, разделить планы и сконцентрировать внимание на главном. При ландшафтной съемке старайтесь избегать нерезкости ПП (Переднего Плана) - такая нерезкость считается моветоном.
Пересветы и провалы в черноту. На снимке, по идее, не должно быть абсолютно белых или абсолютно черных, и вообще "плоских" по цвету пятен ("засвечен" может оказаться всего один из трех цветовых каналов снимка, но и это тоже пересвет!) - если, конечно, этого не требует ваш авторский замысел - например, при съемке портрета на белом или черном фоне. При ночной съемке старайтесь, чтобы белыми пятнами не выглядели фонари и освещенные части зданий; при дневной - небо. При съемке на цифровую камеру проверяйте себя, просматривая сразу после съемки гистограмму снимка. Для просмотра отснятых снимков всегда используйте режим "засветка". Если позволяет камера, сохраняйте снимки в формате RAW, и по возможности все преобразования кривых и уровней делайте на этапе импорта RAW в ФШ. Всегда импортируйте в ФШ и обрабатывайте снимки в 16-битном формате (RGB-16), и конвертируйте их в 8-битный JPEG только после окончательной обработки. Ознакомьтесь с понятием "цветовое пространство"; фотографии для себя сохраняйте в пространстве Adobe RGB, для публикации в Интернете - в sRGB.
Шум . Фотография с пересветами и провалами - испорченная фотография, но почти пересвеченные или проваленные в темноту участки можно спасти, "вытащив" их средствами ФШ (наиболее удобен для этого фильтр "Shadow|Highlight"). Будьте внимательны! При этом легко нарваться на другие проблемы - ореолы вокруг темных участков снимка ("гало") и "шумы", которые выглядят, как мелкий цветной песок; они появляются и при съемке с высокой чувствительностью (ISO), особенно в цифровых фотоаппаратах с маленькой площадью матрицы. Эти шумы опять же можно "давить" средствами ФШ, например, фильтром "Reduce noise", но - смотри следующий пункт!
Градиент . Давя шумы неба фильтрами, следите за тем, чтобы они не преобразовались в цветные полосы с резкими границами. Это выглядит еще хуже, чем исходный шум.
Ореолы вокруг темных объектов , появляющиеся при "вытаскивании" из теней и при увеличении локального контраста (например, фильтрами "Shadow|Highlight", "High Pass", "Unsharp Mask"). Хотя они увеличивают контраст деталей, они зачастую лишают снимок глубины и естественности. Поэтому нужно очень осторожно обращаться с этими тремя фильтрами, а если ореолов не избежать - убирать их с помощью History Brush, клонирующей кисти в режиме "Darken" и т.д. - способов очень много, особенно при использовании слоев и масок.
Перешарп . Увеличивая резкость нечеткого снимка фильтрами ФШ "Sharpen" и "Unsharp Mask", легко перестараться. Слишком резкий снимок режет глаз, особенно, если эта резкость - не естественная, а "фотошопная".
Блюр . Противоположная крайность - часто для того, чтобы скрыть недостаточное качество снимка или дефекты объекта (например, неровности кожи при портретной съемке), применяется блюр, или размытие. То, что получается в результате. профессионалы обычно называют "пластмассой" - то есть кожей, как у куклы Барби.
Виньетирование . Затемнение снимка по углам, является свойством некоторых объективов или результатом неправильного подбора бленды. Исправляется средствами ФШ ("Lens Correction - Vignette" или просто 3-5% кисточкой в режиме "Luminosity").
Дисторсия . Искажение формы предметов, при котором прямоугольник приобретает форму выпуклой или вогнутой подушки или "бочки". Является свойством многих объективов, особенно широкоугольных и объективов с переменным "зумом" (фокусным расстоянием, увеличением). При съемке городских пейзажей визуально дисторсия увеличивается, если объектив камеры направлен не параллельно земле, а под наклоном. Дисторсия легко убирается в ФШ фильтром "Lens Correction", но будьте внимательны! После этой операции качество снимка падает, "замыливается". Кроме того, за дисторсию легко принять перспективные искажения, и, убрав их, лишить снимок глубины и объема.
Хроматическая аберрация . Появление на границах предметов цветных полос. Ну… В ФШ есть средства для корректирования этого дефекта, но проще сменить оптику.
Горизонт посередине . Вот тут мы подходим непосредственно к компоновке снимка. Самое главное: старайтесь без особенных причин не размещать доминирующие объекты вашего снимка близко к границам кадра или к вертикальным и горизонтальным линиям, проходящим через центр кадра. Если вы будете следить за этим, то, скорее всего доминанты вашей фотографии (а доминантами могут быть линия горизонта, шпиль Петропавловской крепости, или ваша подруга на фоне чего-то там очень живописного) окажутся на расстоянии примерно 1/3 или 2/3 от границы снимка, и правило золотого сечения будет более-менее выполнено. Если хотите, возьмите линейку и отмерьте не одну треть, а 3/8 или 5/8 - это более точное приближение к золотому сечению. А если у вас есть штангенциркуль - воспользуйтесь им, чтобы разделить кадр в пропорции 0,38197:0,61803, и тогда к вам уже точно никто не придерется:-) Правда, при этом возникает вопрос - от какой именно точки объекта съемки отмерять это магическое расстояние? Традиционный рецепт - попробовать найти на объекте съемки области, к которым больше всего притягивается взгляд. Это могут быть: точки пересечения образующих контур линий, глаза на лице человека, определенные области женской фигуры… в общем, читайте литературу:-) И помните, что это правило - не бином Ньютона (справка: фамилию Ньютон носил не только признанный мастер эр...тической фотографии, но и еще один английский ученый в XVII веке), и его можно нарушить, если вам это нужно. Например, снимая симметричное здание, или отражение собора в спокойной воде, или модель, принявшую намеренно симметричную позу, - не бойтесь поместить эти объекты в центр снимка.
Параллельные линии . Старайтесь не допускать появления рядом с границами кадра линий, параллельных или (что еще хуже) почти параллельных этим границам. Толстый ствол дерева или бордюр мостовой могут испортить фотографию. Подумайте о кадрировании, используйте рамки или искусственное виньетирование, чтобы скрыть такие дефекты.
Обрезанные фигуры . Следите, чтобы в ваш кадр не влезло пол-человека (если, конечно, вы не снимаете первомайскую демонстрацию). Ни в коем случае не обрезайте человеку на портрете ступни, кисти, верх головы (если это не крупный план). Надо резать - так режьте руки по плечи, а ноги - по колени или бедра. Всегда оставляйте пространство сверху вокруг объектов, а при съемке движущихся объектов - пространство в направлении движения.
Вспышка в лоб . Не снимайте портреты со вспышкой! Для портретной съемки существуют отражатели, рассеиватели, экраны и пр., а о науке правильной постановки света написаны целые книги, пересказать которые здесь невозможно - и пока Вы их не прочитали, просто никогда не включайте вспышку. А если Вы все же хотите снять портрет, не имея никакого оборудования - попробуйте сделать это в светлой комнате днем в момент, когда солнце спрячется за облаком. Или соорудите простейший осветитель из мощной лампы и выложенного фольгой изнутри зонтика, и дополнительно направьте на объект рассеянный свет от пары оклеенных фольгой картонок. Старайтесь, чтобы свет подчеркивал объем - но чтобы при этом на лице не было бы ни резких теней, ни ярких бликов.

Прочие очевидные глупости:

Не публикуйте снимки любимых подруг, детей и собак, не подумав, какие эмоции они вызовут у зрителя. Поверьте, чаще всего - совсем не те, что у вас!

Не впихивайте в снимок больше, чем он может вместить, не комкайте пространство;

Помните, что количество объектов, которые может одновременно воспринять мозг зрителя, ограничено тремя-пятью;

Не загоняйте все значимые и контрастные объекты в один угол снимка;. помните о равновесии. Если сомневаетесь - мысленно повесьте снимок на гвоздик и посмотрите - не перекосило ли его?

Не позволяйте главному объекту потеряться на пестром фоне;

Не фотографируйте городскую архитектуру с собой. любимым, крупным планом посередине (или хотя бы никому не показывайте такие снимки);

Не выставляйте в сети снимки, которые не помещаются в окошко браузера сразу и по ширине и по длине;

Не ужимайте jpeg-картинки до появления артефактов;

Не разгоняйте до рези в глазах цветовую насыщенность снимка, "чтобы было еще красивше";

Если есть возможность НЕ применять какую-нибудь ФШ-операцию - НЕ применяйте ее. Помните, что главное достоинство фотографии - ее достоверность. Комбинируя разные детали и эффекты ФШ, можно получить очень красивые картинки - но зачем? Они утратят главное - они не будут фотографией.

Не снимайте, если не знаете точно, зачем вы это делаете.А всем, кто хочет прочитать хорошее полноформатное пособие по фотографии - с удовольствием рекомендую книгу "Фотосъемка. Универсальный самоучитель" Дмитрия Кораблева; пока что ее можно найти в Сети.

Помните, что все приведенные и здесь, и в любых других пособиях советы являются не более, чем советами, а законы композиции не являются такими универсальными законами природы, как, скажем, законы сохранения энергии и массы - а следовательно, их можно и нарушить. Главное, чтобы вы всегда точно знали, с какой целью вы их нарушаете!И последний совет. Построив композицию снимка, нарушив все возможные законы, и объяснив себе, зачем вы это сделали, спросите себя - а сможет ли ваша фотография донести вашу мысль и ваши чувства до зрителя? И что на самом деле зритель увидит в вашем снимке?

21.10.2012 20346 Тематические статьи 7

Каждый получает бесценный опыт, преодолевая трудности и неудачи. Все допускают ошибки. Именно это учит не наступать на те же грабли в будущем. Но, естественно, никто не хочет набивать шишки, поэтому правильнее всего учиться на чужих ошибках и пользоваться опытом профессионалов.

Рассмотрим типичные ошибки, которые допускали все, кто когда либо держал фотоаппарат в руках. Эти ошибки встречаются как у начинающих фотографов, так и у тех, кто имеет некоторый багаж знаний и опыта.
На чем же спотыкаются новички?

Смазанность снимков

Это особенно сильно проявляется при съемке с большой выдержкой. Иногда смазанность является задумкой и частью композиции, но чаще всего такие снимки отбраковываются. Какой выход в данной ситуации? Для фотографирования с выдержкой нужно использовать неподвижную опору. Отлично подойдут перила, стол, скамья или ступеньки, но лучше всего для этих целей использовать штатив. Он позволит более гибко настраивать положение камеры. Так же уменьшает время выдержки светосильная оптика, но не каждый начинающий себе ее может позволить.

Обрезанные части людей или достопримечательностей

Чтобы правильно кадрировать снимок, нужно просто приноровиться к своему фотоаппарату и внимательно следить за тем, чтобы объект съемки попадал в кадр целиком.


Пересветы и блики от вспышки

Все отражающие поверхности будут создавать блики. Они проявляются в виде пересветов, которые скрывают детали изображения и отвлекают внимание. Снимки нужно делать, учитывая возможность проявления этого недостатка. Если невозможно снимать с ракурса, при котором блики не будут появляться, тогда на помощь придет поляризационный фильтр.


Плохое освещение объекта

По возможности, для подсветки объекта съемки, нужно использовать вспышку.


Нарушение пропорций тела человека

Неправильный ракурс может исказить естественные пропорции тела. При съемке сверху, человек будет казаться с большой головой и короткими ногами. При съемке снизу всё будет наоборот. Если получение такого снимка не является вашей целью, следите за ракурсом и пропорциями.


Неудачное освещение

Вследствие неудачного освещения снимок может получиться плоским и темным. Такой снимок может получиться при фотографировании против солнца.


Красные глаза

Во избежание этого явления нужно не находиться с фотографируемым человеком на одной оси или направлять свет вспышки через отражатель или в потолок (стену). Встроенная вспышка, обладая небольшим расстоянием до оси объектива, дает эффект красных глаз, поэтому лучше сразу приобрести внешнюю, с поворотной "головой".

Заваливание горизонта

Многие допускают ошибку, держа фотоаппарат во время съемки слегка наклоненным. Линия горизонта на снимках должна быть параллельна нижнему и верхнему краю снимка. Многие фотоаппараты могут отображать на экране сетку, которая помогает выравнивать и кадрировать кадр.


В кадре посторонний объект

Такая ошибка часто возникает из-за того, что кадр не выстроен. Перед тем, как делать фотографии, нужно продумать, что именно должно быть на снимке, оценить окружающее пространство.

Неправильная композиция

Композиция кадра подразумевает собой гармоничное размещение объектов в кадре. Неопытный фотограф не подозревает о существовании правил золотого сечения, третей, направляющих линий и т.д., и зачем их нужно знать - тем более. Практически во всех фотокамерах сетка в видоискателе (экранчике) позволяет предварительно оценить правильность композиции, но чаще всего ошибочно отключается. Расположение по центру кадра - пожалуй, самая известная и самая распространенная ошибка. В расположении объекта по центру нет ничего страшного, но такой кадр попросту скучен, в нем нет динамики, сюжета, движения. Конечно, иногда такая композиция оправданна.

Незамеченные детали на фоне

Портрет, на котором из уха модели торчит стрела башенного крана, а на макушке развевается флаг (установленный на том самом кране), имеют полное право на существование, более того, они оригинальны. Но во многих случаях это не та оригинальность, которой ты ждешь от снимка. Порой после съемки удивляешься, как это ты не заметил в видоискателе, что этот столб (мусорный бак, огрызок яблока...) очень портит кадр. Но уже поздно, не все можно исправить с помощью редактора.


Пустая композиция

В кадре слишком много пустого места, не несущего никакой полезной информации. Взгляд зрителя мечется в этой пустоте, не зная на чем остановиться. Такой кадр напоминает знаменитую картину самого лучшего в мире Карлсона - «Очень одинокий красный петух».


Перегруженная композиция

В кадре очень много предметов - фотомусора, зачем они нужны - непонятно, но разнообразие порой впечатляет. Собственно объект съемки теряется на их фоне, удержать на нем внимание практически невозможно.


Существует еще множество ошибок, которые допускают фотографы, но чтобы начинать учиться правильной технике фотографирования, нужно запомнить основные правила, и всегда обращать внимание на мелочи.

Удачных снимков и всего вам фотографического!



error: Контент защищен !!