Sony Alpha SLT-A77 и SLT-A65: полевые испытания и первые впечатления. Обзор Sony Alpha SLT-A77 — флагманской камеры с полупрозрачным зеркалом Минусы фотокамеры а 77 2

Проблема решена

Достоинства: Полупрозрачное зеркало: -Быстрый лайввью. -Видно, каким получится кадр еще до того, как снял. Следовательно, легко корректировать экспозицию - раз. Удивительно экономится время - два. -В видоискателе возможно отображение электронного горизонта (ну ведь все его валят)), рамок на найденных лицах и снятых фотографий. -Быстрый автофокус в видео (правда, начиная с диафрагмы 3,5 и выше). В общем: -Пылевлагозащищенный корпус в представлении не нуждается. В Турции практически купался с ним.) -Шустрый. На прошивке 1.06 не тормозит и нервы не портит. -Довольно быстрый автофокус. -Легкий. -Совсем маленький лаг затвора (время от нажатия кнопки до спуска затвора). -Тихий и приятный спуск затвора. Имел возможность фотографировать часть свадьбы всеми любимым Кэноном 5Д Марк 2, так это было потрясением - ощущение, что едешь на старых Жигули после новой иномарки. Большой лаг затвора, плюс подъем тяжелого зеркала, который все время норовит сдвинуть камеру для получение смазанной фотографии. После этого опыта сам больше влюбился в свою Сони, да еще и хозяина Марка начал влюблять.) -Оптический стабилизатор. Что ни говорите о стабилизированных объективах Кэнона и Никона, стабилизатор в тушке для меня незаменим. В большинстве фиксов (а в основном на них снимают портреты) стабилизатора нет, а без него сложновато снимать, не задирая ISO. Кстати, тут и заканчивается вечный спор насчет полупрозрачного зеркала и того, что оно отнимает часть света - теряется 1/3 стопа, а оптический отыгрывает от 2-3 стопа. Так что Сони все равно в приличном выигрыше.) -Удобное управление. Лично мне хватает кнопок и возможностей их переназначения. Очень удобно наличие двух колес управления - передним можно, например, ставить диафрагменное число, задним - корректировать экспозицию на лету. В том же 5Д Марк 2 такой легкости и в помине не было. -Очень большой для кропа видоискатель. Он практически такого же размера, как у вышеупомянутого 5Д Марк2. Нигде еще вы такого не встретите. -Удивительный поворотный экран. Недостатки: -Плохой jpeg камеры. На ISO 800 и выше, даже на сверхвысоком качестве, есть артефакты и некрасивый шум (отчего чуть было не разочаровался в камере сразу после приобретения). К сожалению, производитель не дал возможности отключить шумоподавление в камере. Теперь снимаю только в RAW - снимки действительно качественные, плюс хорошо подавляется шум в программе. К слову, стоковую программу Сони даже не пробовал из-за отзывов, установил Photoshop c CameraRaw последней версии, и доволен, как слон. -Автофокус в видео работает только от диафрагмы 3,5 и выше. Долго думал, какие еще есть недостатки. Что-то ничего не приходит в голову кроме того, что это не фуллфрейм.) Но на это есть а99, которая, впрочем, мне пока не по карману.) Комментарий: Сам отзыв решил написать после того, как заметил, что в описании значится емкость аккумулятора в 470 снимков. Сам же во время съемки свадьбы отснял 1200 снимков RAW+JPEG, штук 30 из которых были со вспышкой, и 10 минут видео в формате FullHD. Решил исправить несправедливость, и вот во что это вылилось.) Единственное, что хочу сказать возможным покупателям Sony/Canon/Nikon/Pentax: не слушайте людей, которые говорят про то, что Кэнон лучше Никона, Пентакс для любителей, а Сони вообще не умеет делать фотоаппараты. Делайте выводы сами на основе данных фотоаппаратов и своей логики. Забавно, что когда появилась Сони а77, люди сразу начали ругать ее за матрицу в 24 Мпкс, имея в виду большие шумы и так далее. Мне стало смешно, так как я ожидал, что тот же Никон, использующий матрицы Сони, использует и эту, и мне было интересно посмотреть на реакцию людей на тот же продукт, скрывающийся за шильдиком более именитой фирмы. Буквально на днях прочитал о новом Никоне D5200, среди прочих достоинств (!) которого значилась именно матрица на 24 Мпкс и "высочайшее качество фотографий". В общем, думайте сами, не попадайтесь в ловушку общественного мнения.) Надеюсь, мой отзыв поможет сделать правильные выводы.) P.S.: Недавно на Яндекс.Маркете увидел, что новый Кэнон 5Д Марк 2 стоит всего на 15 тысяч дороже Сони. Давно мечтаю о фуллфрейме, а Марк такой дешевый... Долго думал, что мне важнее - полноформатная матрица Кэнона (в общем-то, единственный его плюс) или удобство использования а77. Пришел к выводу, что после смены системы слишком сильно буду скучать по технологичной Сони, и решил остаться с ней в надежде накопить денег на а99.)

В последние два года фотоподразделение Sony было щедрым на анонсы. Были и новые беззеркалки A5000-A6000, сменившие популярное семейство NEX, и «псевдозеркальная» A3000, и камеры-объективы серии QX, и свежие компакты и ультразумы. И только о зеркалках, казалось, забыли напрочь. А выпуск полнокадровой A7 и нескольких ее модификаций и вовсе выглядел как смертный приговор зеркалу. Но хоронить его пока рано, что и подтвердил выход обновленной SLT-A77 II (по новой системе обозначений – ILCA-77M2).

Собственно, классические зеркальные фотоаппараты (с подъемным зеркалом) компания уже не выпускает. Последними такими моделями были A580 и A560, вышедшие в 2010 году. Их место заняли камеры с полупрозрачным неподвижным зеркалом, вокруг которого до сих пор продолжаются споры на профильных форумах.

Полупрозрачное зеркало (ППЗ) – это как раз то "новое", которое на самом деле "хорошо забытое старое". Оно применялось еще 50 лет назад в специализированной камере для спорта Canon Pellix, и обеспечивало серийную съемку со скоростью от 4 до 9 кадров в секунду. Тогда не было ни автофокуса, ни светочувствительных сенсоров, ни электронных видоискателей, и поток света разделялся зеркалом между пленкой и видоискателем в отношении 65/35. Наверное, снимать такой камерой было не очень удобно - просто представьте себе ручную фокусировку через видоискатель, в который попадает чуть больше трети света. У современных камер Sony SLT видоискатель электронный, на матрицу идет 70% света, остальные 30% - на датчики автофокуса. Такая конструкция имеет ряд преимуществ как перед классическими зеркальными камерами, так и перед беззеркальными.

В камерах с ППЗ датчики автофокуса работают непрерывно, даже при закрытом затворе, что делает возможной не просто рекордную скорострельность, а еще и с фокусировкой отдельно для каждого кадра. Постоянно работающий фазовый автофокус при записи видео обеспечивает намного более быструю перефокусировку, чем контрастный или гибридный в режиме Live View у зеркалок. Для замера экспозиции, а также распознавания лиц/глаз/улыбок и слежения за объектами используется матрица, с нее же берется картинка для видоискателя. Поскольку зеркало не поднимается перед открытием затвора, спуск происходит быстрее и тише, а с электронным затвором камеру можно сделать полностью бесшумной. Но полностью электронный затвор не годится для съемки динамичных сюжетов, поэтому в Sony A77M2 он механический (как опция - с электронной переднюю шторкой). Еще неподвижное зеркало лучше защищает матрицу от пыли.

Теперь о недостатках. Неполное прохождение света на матрицу вынуждает повышать ее чувствительность, что сказывается на уровне шума. В отличие от классических зеркалок, где пыль на зеркале видна только в видоискателе, здесь она попадает в кадр (но всё же очистить зеркало проще, чем сенсор). Экспозамер по матрице работает с небольшой задержкой, которая в обычных условиях совершенно не критична, но при быстро меняющемся освещении может стать причиной ошибки. И, наконец, главный недостаток – поскольку визирование осуществляется по дисплею или электронному видоискателю (который тоже дисплей), время автономной работы таких камер, как и у беззеркалок, сравнительно небольшое. Если бы не этот нюанс, то электронный видоискатель (ЭВИ) можно было бы смело отнести к преимуществам. Высокое разрешение, 100% охват кадра, возможность видеть экспозицию и цветопередачу готового снимка еще до съемки, притом вместе со служебной информацией и художественными фильтрами – всё это компенсирует задержку отображения, которая благодаря мощным процессорам уже практически незаметна. Утомляемость глаз при долгой работе с современными ЭВИ тоже значительно снизилась благодаря повышению частоты обновления, а по размеру и яркости изображения лучшие из них сравнимы с видоискателями полнокадровых зеркальных камер и однозначно выигрывают сравнение с маленькими и темными ОВИ кропнутых зеркалок.

Внешность, эргономика, управление

Новинка внешне почти не отличается от предшественницы. Тот же легкосплавный металлический корпус с очень удобным хватом, те же органы управления на тех же местах. Только исчезла лампа подсветки автофокуса, слегка переработан селектор режимов съемки, а старый разъем для внешней вспышки, унаследованный от камер Minolta, заменен современным Multiinterface Shoe – таким же, как в A7, A5100/6000 и RX100M2/M3. Этот разъем является модификацией стандартного «горячего башмака» с центральным контактом, что делает A77M2 совместимой как с фирменными аксессуарами Sony, так и со вспышками и радиосинхронизаторами других систем (естественно, в ручном режиме). Тем не менее, камера по-прежнему, наряду с TTL, поддерживает режим работы вспышки ADI, основанный на измерении расстояния до точки фокусировки. Для установки вспышек Minolta Dynax на новый разъем и наоборот существуют переходники (и фирменные, и сторонние) с полным сохранением функциональности.

В A77M2 осталась та же сложная поворотная конструкция дисплея, которая, несмотря на множество возможных положений, имеет и некоторые ограничения. Так, например, когда дисплейный блок развернут экраном к пользователю и прижат к камере, нельзя просто поднять его в горизонтальное положение – надо либо опустить вниз на 90° и развернуть на 180°, либо немного отклонить вниз и потом поднять вместе с рамкой, уложив сверху на "горячий башмак" (если в него не установлена вспышка). Впрочем, это дело привычки, главное, что конструкция дисплея позволяет снимать с любых ракурсов.

Размещение органов управления в целом удачное. Тактильные подсказки в виде разной формы кнопок упрощают работу вслепую, без отрыва от видоискателя. Более удобным стал выбор режимов съемки - вместо одной позиции для пользовательских настроек (с последующим выбором конкретной настройки в меню) на диске появились три отдельных положения 1, 2, 3. Ради этого пожертвовали функцией 3D, а два авторежима объединили. Обозначения на селекторе крупные, объемные и имеют серебристо-зеркальное покрытие, поэтому их отлично видно даже при самом слабом освещении.

Но все же есть пара претензий. Первая – к размещению кнопки видеозаписи, до которой у меня чуть-чуть не дотягивается большой палец без изменения хвата. Возможно, для фотографа с более крупными руками (или более длинными пальцами) это не будет проблемой. Вторая претензия - к кнопке Menu, одиноко скучающей на левой стороне корпуса. Она часто используется в навигации по меню для возврата или отмены, и задействовать для этого вторую руку не очень удобно. Кроме того, поворотный дисплей в некоторых положениях затрудняет доступ к этой кнопке.

Дополнительный монохромный дисплей - большая помощь в работе (и экономия заряда батареи, если отключить основной). Значение компенсации экспозиции на нем не отображается – только 2 пиктограммки (вторая для вспышки), которые сигнализируют о том, что компенсация присутствует. Величину ее можно посмотреть в видоискателе или на большом дисплее.

Оснащение, функциональность

Главное отличие второй версии A77 от первой – это автофокус. Камера получила новый модуль автофокусировки с 79 датчиками, которые покрывают очень большую часть площади кадра (около 36%, по моим приблизительным подсчетам). Немного разочаровало то, что все 15 крестовых датчиков (включая центральный, оптимизированный для светосильной оптики) собраны в центре кадра, а слева и справа - только линейные.

Нижний предел освещенности, при которой гарантируется работа автофокуса, равен -2 EV, что позволило отказаться от встроенной подсветки. Камера имеет множество конфигураций рабочей зоны автофокуса – по центру, точечный с изменяемым положением и размером области, зонный и т.д. При автовыборе точек фокусировки ("Широкая АФ") можно задействовать все 79 датчиков или отключить 18 периферийных, оставив только 61 – это может помочь, если автофокус часто "отвлекается" на второстепенные объекты на краях кадра.

Есть еще "Зонная фокусировка" (перемещаемая область из 9 датчиков), "Центр" (по одному центральному датчику) и "Регулируемое пятно" (неудачный перевод, имелась в виду область фокусировки, по выбору пользователя, с изменяемым положением и тремя вариантами размера). В последнем варианте можно перемещать точку фокусировки либо по всему массиву датчиков, либо только по 15 из них (жаль, что расположение этих 15-ти не совпадает с расположением крестовых датчиков).

Но и это не всё – есть еще "Расширенное регулируемое пятно", когда окружающие активную точку 8 датчиков могут перехватить фокус, если объект уже после фокусировки сместился в сторону и основной датчик его потерял (аналогичный метод в камерах Panasonic называется AFF). И, наконец, в режиме "Следящий АФ – регулируемое пятно" после фокусировки на объекте камера будет отслеживать его, удерживая в фокусе для следующего снимка.

Скорость фокусировки очень высокая (по крайней мере, с объективом 16-50/2.8, с которым камера проходила тестирование). В A77М2 информация с матрицы используется для распознавания лиц и слежения за объектами. Для фокусировки же используется исключительно фазовый метод, он более быстрый, но менее надежный. При использовании "широкой" или "зонной" области иногда случаются промахи, когда одна из периферийных точек, попавшая на более благоприятный для фокусировки задний план, "перетягивает одеяло на себя". Чтобы такого не случалось, можно ограничить минимальную и максимальную рабочую дистанцию автофокуса. Активируется эта настройка быстро, одной кнопкой, а ближний и дальний пределы регулируются передним и задним дисками. Этот метод удобен для съемки портретов и макро (исключаем из рабочей зоны задний план), при фотоохоте (исключаем ветки, травинки и т.п. на переднем плане) или съемке спортивных, музыкальных и прочих мероприятий, проходящих на ограниченной площади. Главное - не забыть снять или изменить ограничения, переключившись на другой объект.

Очень хорошо работает следящий автофокус, единственный нюанс - поскольку дисплей у зеркальных камер Sony не сенсорный, для начала слежения нужно поместить объект в центр кадра. При этом можно выбрать некоторый промежуток времени, в течение которого автофокус не будет искать новую цель при перекрытии ведомого объекта или его выходе за пределы рабочей области.

A77M2 позволяет задать приоритет спуска или фокуса сразу для всех режимов фокусировки, или же предоставить камере самой выбирать приоритеты. Этот последний вариант имеет загадочное название "Акцент на баланс", причем в английской версии ("Balanced emphasis") не становится понятнее. В этом случае режим AF-S имеет приоритет фокуса, AF-C – приоритет спуска, как это принято в камерах, где нет ручной установки этого параметра. Меняется ли это поведение в зависимости от каких-то условий, мне выяснить не удалось.

Разрешение матрицы осталось тем же, беззазорные микролинзы над светочувствительными элементами были и в A77. Похоже, это тот же светочувствительный сенсор, что и в A77, а расширение диапазона ISO до 25600 и небольшое улучшение прочих характеристик (по данным dxomark.org) обусловлено установкой нового процессороа BIONZ X и программной оптимизацией. Несмотря на отбор части света в пользу модуля автофокуса, диапазон чувствительности матрицы начинается с ISO 100 (имеются также "расширенные" значения 80, 64 и 50), но есть подозрение, что это некие эквивалентные значения с учетом потерь на зеркале.

Если отключить установленные по умолчанию в Camera Raw повышение резкости и шумоподавление, то цветовой шум заметен уже при ISO 400, а начиная с ISO 3200, чтобы получить красивое гладкое изображение, уже придется бороться и с яркостным шумом. При ISO 6400 и выше от этого уже страдает детализация, а при значениях 12800 и 25600 мелкие детали теряются как с шумоподавлением, так и без него.

Примеры съёмки на разных значениях ISO в RAW (галерея):

Примеры съёмки на разных значениях ISO в JPEG (галерея):

Как и в других камерах Sony, снизить уровень шума при съемке на высоких ISO можно с помощью фирменной функции многокадрового шумоподавления - камера делает несколько снимков и объединяет их в один, вычитая шумы. Благодаря коротким выдержкам и автоподгонке кадров изображение получается четким, а не смазанным, как при длительной выдержке.

При сохранении в JPEG можно использовать три уровня качества с разной степенью сжатия. В варианте RAW + JPEG используется средний уровень FINE, а минимальный STD и максимальный X.FINE доступны только отдельно. JPEG STD удобен для экономии места на карте и увеличения продолжительности непрерывной съемки.

Снимки с качеством X.FINE имеют объем около 10-15 МБ, и сохранение их вместе с RAW резко снизило бы емкость и карты памяти, и буфера серийной съемки. Рассматривая фото, снятые на низких ISO при хорошем освещении, заметить разницу в качестве между RAW, X.FINE, FINE и STD можно только при попиксельном просмотре. Она проявляется тогда, когда света недостаточно и срабатывают алгоритмы шумоподавления, или когда изображение подвергается серьезной обработке в редакторе. Если нужно максимальное качество, но не хочется связываться с RAW-файлами или нужна длительность серии больше, чем в RAW, то JPG X.FINE - отличный вариант. Тем более, что в этом случае камера может сделать за фотографа немалую часть работы – предотвратить пересветы и проявить детали в тенях (DRO, HDR), исправить геометрические искажения и хроматические аберрации, подавить шум, повысить резкость и контрастность и т.д. согласно выбранному стилю изображения, не говоря уже о фильтрах и эффектах.

Стабилизатор изображения у камеры встроенный, как у всей серии SLT. В фоторежиме он работает за счет сдвига матрицы, а для видео используется электронная стабилизация (сдвиг изображения по матрице). Это решение снимает проблему с перегревом сенсора при длительной видеосъемке, и камера спокойно может снимать все 29 минут 59 секунд, которыми ограничена продолжительность видеосъемки для фотокамер. Стабилизация может включаться или при полунажатии спуска (что облегчает визирование и точечную фокусировку, особенно с телеобъективами), или в момент полного нажатия, непосредственно перед спуском (в этом случае действие стабилизатора для пользователя незаметно).

Камера тестировалась с объективом DT 16–50mm F2.8 SSM (он же SAL1650), который был представлен как раз вместе с SLT-A77. Объектив имеет блокировку зума от самопроизвольного выдвижения "хобота", а при выключении камеры "паркуется" – фокус выставляется на бесконечность. Оптика немного неожиданно ведет себя в плане геометрических искажений - на широких углах, как и положено, имеется небольшая "бочка", а вот в телеположении нет привычной "подушки".

Объектив не порадовал каким-то особенным рисунком - изображение самое обычное, без какой-либо "изюминки", с нейтральным боке, что говорит о тщательной компенсации всевозможных искажений. Хроматические аберрации практически отсутствуют, даже при открытой диафрагме их нужно искать, чтобы заметить. На ночных снимках с открытой диафрагмой видна небольшая кома у точечных источников света. Резкость очень хорошая даже на открытой диафрагме, снижение ее вследствие дифракции едва заметно на F/11 и уже хорошо видно при F/16-F/22.

Интерфейс и дополнительные функции

Привычное меню со вкладками дополнено быстрым меню кнопки Fn, набор функций в котором можно менять на свой вкус, а также интерактивным информационным экраном на основном дисплее. В управлении активно задействованы оба диска, их можно использовать вместо направлений джойстика, именуемого в инструкции мультиселектором.

Отображение служебной информации настраивается раздельно для дисплея и видоискателя:

После A5100 интерфейс выглядит несколько урезанным - здесь нет пользовательских настроек в авторежимах, нет раздела меню с приложениями, а при дистанционном управлении с помощью PlayMemories mobile используется старый примитивный интерфейс с минимумом функций, в отличие от изящного полнофункционального приложения для новых беззеркалок. Причина, видимо, в том, что все эти функции рассчитаны на сенсорное управление, которого у зеркальных камер Sony нет. Зато камерой можно управлять с компьютера через USB-порт, в этом случае доступны все важные настройки, но изображение на экран компьютера не передается. Существует также приложение для интервальной съемки.

В меню A77M2 появилась опция, которой не хватало владельцам A77 – AutoISO в ручном режиме настройки экспозиции (М). Теперь можно одновременно контролировать и выдержку, и глубину резкости в пределах диапазона светочувствительности. Весьма полезное новшество, тем более, что альтернативный подход (задание максимальной длительности выдержки при AutoISO в режиме A) в камерах Sony не используется – камера сама выбирает максимальную выдержку в зависимости от фокусного расстояния (для 16-50/2,8 – не длиннее 1/60 с).

Как и A77, новинка имеет отдельное положение на селекторе режимов съемки, обозначенное числом 12. Если нужно срочно снять что-то, что нельзя упустить – переключаемся на "12" и снимаем серией с автоэкспозицией и максимально доступной для данных условий скоростью. Формат сохраняемых файлов при этом не меняется.

Камера в работе

Так получилось, что тестовая A77M2 прошла серьезное испытание - фотосъемку свадьбы. Для постановочных кадров в основном использовалась другая камера, а "репортажную" часть, то есть те моменты, которые нельзя переиграть заново, я рискнул доверить "семьдесят седьмой" с ее скорострельностью. Освещение было самое разное – и полуденное солнце, и предзакатное, и люминесцентные лампы-"экономки" в кафе, и цветомузыка на фоне приглушенного "дежурного" освещения. Брака по фокусу получилось очень мало, большинство кадров в сериях - годные. A77M2 уверенно фокусируется даже в полутьме, так что подсветка автофокуса действительно не нужна.

Всё хорошее, что было написано выше про электронный видоискатель, абсолютно справедливо по отношению к A77M2. Техника действительно шагнула далеко вперед за несколько последних лет. Когда-то я отснял за полдня около 300 снимков с помощью Samsung NX11, используя в основном видоискатель. Потом неделю мой правый глаз видел хуже, чем левый. После 500 кадров, снятых на A77M2, ничего подобного не наблюдалось, и даже в сравнении с ОВИ классического "фулфрейма" ее электронный "глазок" выглядел вполне достойно.

Автобаланс белого после захода солнца активно тонирует снимки синим. Впрочем, иногда это даже красиво. Но если хочется достоверности – лучше пользоваться установками ББ для конкретных типов освещения.

Подтвердились отзывы о том, что камеры с полупрозрачным зеркалом больше шумят на высоких ISO. Даже на тестовых снимках, сделанных при студийном освещении, видно, что A77M2 шумит сильнее, чем беззеркальная A5100 c матрицей такого же размера и разрешения.


Студийный свет, ISO 25600, слева – A77M2, справа – A5100. Обратите внимание на текст слева вверху.

В реальных же условиях при слабой освещенности, когда как раз и нужна повышенная чувствительность, A77M2 разочаровывает. При ISO 640-800 в RAW-файлах уже достаточно много шума, а при 1600 и выше он удаляется только за счет потери деталей, что очень хорошо заметно при съемке в JPEG. Таких бледных и замыленных снимков я не видел давно. Ниже приведен 100% кроп внутрикамерного JPEG в пасмурную погоду сразу после захода солнца (ISO 1250 с компенсацией +0,3 EV, что эквивалентно ISO 1600). Если нужны еще примеры – все фото с празднования Halloween в тестовой галерее сняты c ISO 1600-6400.

Но не так уж всё плохо. Если взять "шумное" фото в RAW и просто уменьшить его до реально востребованных размеров (например, до 1920х1080 точек для просмотра на FullHD мониторе), то шум будет успешно "съеден" интерполяцией. Тем не менее, с этой камерой не стоит подстраховываться от пересветов по методу "экспозицию в минус один, а тени потом в лайтруме вытяну", а также без особой необходимости повышать ISO (например, ради расширения динамического диапазона или уменьшения мощности вспышки).

Скорострельность у A77M2 действительно потрясающая. Естественно, 12 кадров в секунду можно получить только при достаточно коротких выдержках и идеальных условиях для фокусировки. При каких-либо затруднениях серия замедляется, скорость становится неравномерной, но даже 10 или 8 кадров в секунду с фокусировкой каждого кадра – это мечта репортера. Камера предъявляет высокие требования к карте памяти – разница в скорости сохранения на недорогую SDHC 10-го класса и SDXC (UHS-1) хорошо заметна. Если в первом случае для полного освобождения буфера требуется около минуты, то во втором - 19-20 секунд. Максимальная длительность серии в RAW – 27 кадров или 2,2 секунды, если этого мало - переключение на JPEG X.FINE поможет продлить серию до 54 кадров и 4,5 с.

Ну и, наконец, примеры фотографий, снятых с помощью Sony A77M2 (галерея):

Видеосъемка с этой камерой – одно удовольствие, не нужно постоянно мучительно искать фокус и долго ждать перефокусировки. Но видеографы будут разочарованы отсутствием выхода для наушников (вход для внешнего микрофона есть). И как-то нелогично, что в любительской A5100 есть поддержка нового кодека XAVC-S, а в камере, которая позиционируется как профессиональная – нет. Надеюсь, этот кодек добавят в обновлении прошивки (у тестовой камеры ПО было версии 1.0) - никаких препятствий для этого вроде бы нет.

Пример видео:

Что касается автономности, то здесь всё довольно-таки неплохо. У камеры батарея солидной емкости, 11,5 Вт·ч, как у всех профессиональных малоформатных камер.

Как уже упоминалось, за день свадьбы я отснял чуть более 500 кадров (не менее половины - со встроенной вспышкой), не предпринимая каких-то особых мер для экономии заряда, и еще смог просмотреть отснятый материал по пути домой. Но надо учесть, что A77M2 работала в паре с другой камерой. Скорее всего, в одиночку она бы не дотянула до финиша. В комплекте с батарейной рукояткой или просто запасной батареей заряда должно хватить на самый насыщенный съемочный день. А на одиночное мероприятие длительностью в 3-4 часа (фотосессия, концерт, вечеринка) и одного аккумулятора хватит запросто, даже если снимать всё подряд.

Чуть не забыл – камера и объектив пылевлагозащищенные. Поэтому в один из дней я смело снимал под мокрым снегом, который таял прямо на камере, без каких-либо последствий.

В сухом остатке

Sony ILCA-77M2, она же A77 II, - это такой себе "свой среди чужих, чужой среди своих". По функциональности она вполне подходит под определение профессиональной, но сенсор APS-C вряд ли заинтересует профи, занимающегося портретной съемкой, а репортера вряд ли устроит автономность. Да и предубеждения против электронного видоискателя еще сильны. Для любителя камера тяжеловата и сложновата в освоении. Тем не менее, основным предназначением A77M2 видится все-таки репортаж, что подтверждается практикой использования предшественницы (просто задайте в поиске на Flickr "Sony a77" и посмотрите, какие фото преобладают). Тут к месту и скорострельность, и кроп-фактор, позволяющий обходиться менее громоздкой оптикой с меньшим фокусным расстоянием, и цифровой зум, и относительно небольшие габариты и масса, и поворотный дисплей для самых невероятных ракурсов, и беспроводные функции для оперативной отправки материала. В таких жанрах, как свадебная съемка, сочетающая в себе и репортажную, и портретную, A77M2 может стать хорошим дополнением к полнокадровой классической зеркалке (снимать двумя камерами удобнее, чем постоянно менять объективы и настройки на одной). Ну и, само собой, для любителей-энтузиастов, часто снимающих динамичные фото- и видеосюжеты (активный отдых, экстрим, фотоохота) для личного фотоальбома, блогов и соцсетей, A77M2 будет хорошим приобретением.

В отличие от A7 с байонетом E, у владельца A77M2 будет весьма неплохой выбор автофокусных объективов, учитывая совместимость с популярной и качественной "отверточной" оптикой Minolta.

Из альтернатив приходят на ум Canon 7D Mark II, Nikon D7100 и Pentax K-3. У первых двух брендов значительно шире выбор оптики, как родной, так и сторонней, но 7DM2 в полтора раза дороже, а D7100 вдвое медленнее снимает сериями. У K-3 отличный цепкий и быстрый автофокус, удобнейший режим TAv и два слота для карт памяти – как по мне, это лучшая альтернатива. Но ни один из конкурентов не имеет поворотного дисплея, индивидуальной фокусировки каждого кадра в серии и быстрого следящего автофокуса в видео, да и весит любой из них заметно больше. Так что полноценной альтернативы Sony A77M2, по сути, нет. Вопрос лишь в том, насколько востребованы ее достоинства и критичны недостатки для потенциального обладателя.

7 причин купить Sony A77M2:

  • высокая скорострельность и емкий буфер серийной съемки;
  • умеренные габариты и масса;
  • прекрасная эргономика;
  • неплохой выбор оптики, включая недорогую "отверточную";
  • хорошая автономность по меркам камер с ЭВИ;
  • отличная реализация следящего автофокуса;
  • нижний предел ISO и минимальная выдержка отлично подходят для сверхсветосильной оптики.

2 причины не покупать Sony A77M2:

  • относительно невысокие рабочие ISO;
  • автономность вдвое-втрое меньше, чем у классических DSLR.

Основные характеристики Sony A77M2

Sony Alpha A77 II
Система Sony A
Датчик изображения APS-C Exmor CMOS, 24 МП, соотношение сторон 3:2, ISO 100-25600 (фото), 100-12800 (видео)
Автофокус Фазовый (79 датчиков, 15 крестообразных, центральный - F2,8)
Режимы фокусировки AF-S, AF-A, AF-C, MF, DMF
Экспозамер матричный, центрально-взвешенный, точечный
Диапазон замера От -2 EV до 17 EV (объектив F1.4, эквивалент 100 единиц ISO)
Компенсация экспозиции ±5 EV
Выдержка 1/8000–30 с, ручная (фото); 1/8000-1/60 (видео)
Дисплей 3.0" TFT, прибл. 1 228 800 точек, отклонение вверх до 150°, вниз до 180°, вращение 270°
Видоискатель электронный, 0,5" XGA OLED (2 359 000 точек)
Вспышка ведущее число 12 (ISO 100), синхронизация 1/250 с
Серийная съемка макс. 12 к/с
Типы фотофайлов JPEG, RAW (Sony ARW 2.3)
Тип видеофайлов AVCHD / MP4 (MPEG-4 AVC (H.264)), макс. 1920x1080/50p(60p), 28 Мб/с)
Носители записи Карта SD/SDHC/SDXC или Memory Stick PRO Duo, PRO-HG Duo
Питание Литиево-ионный аккумулятор 11,8 Вт·ч, запас энергии примерно на 410/480 кадров (ЭВИ/дисплей)
Размеры (Ш x В x Г) 142,6 x 104,2 x 80,9 мм
Масса 725 г с батареей и картой памяти
Другое Встроенные адаптеры Wi-Fi и NFC, встроенный стабилизатор изображения, распознавание лиц и улыбок, 3D панорама

Sony a77 II – кропнутая зеркальная камера формата APS-C , но одной особенностью – зеркало в этой камере неподвижно. В отличие от традиционных зеркалок, зеркало в a77 не поднимается между кадрами для замера экспозиции и фокусировки.

Хитрость в том, что зеркало полупрозрачное, и поток света делится зеркалом на две части: на матрицу и на сенсор автофокуса. Это приводит к интересным следствиям, которые наделяют a77 II уникальными способностями.

Максимальная скорострельность камеры составляет фантастические 12 кадров/сек с автофокусом, делая Sony a77 II желанной для любителей спорта. Благодаря тому, что зеркало не надо постоянно поднимать, конструкция получилась простой и эффективной. Пучок света разделяется на две части, и пока вы щёлкаете затвором, автофокус, получая изображение с зеркала, продолжает следить за объектом и подстраивать фокусировку.

Очевидно, что разделяя поток света на две части, матрица получает меньше света, и следует ожидать большого количества шумов на высоких ИСО . Однако, проведя небольшой эксперимент, мой друг тыква может вас уверить, что не всё так плохо, как могло бы показаться.

Вот кусочек с a77II:

А вот со своей современницы беззеркальной Sony a6000 , у которой сенсор такого же размера и разрешения:

Лично я разницы в шумах на ISO 6400 не вижу, при том что на a77II вы имеете полноценный фазовый автофокус с кучей датчиков, хорошо распределённых по кадру. Если шумы на высоких ISO для вас нежелательны, то вам нужна либо современная полнокадровая камера, либо Fujifilm X-E2 . Скорость автофокуса на альфе, кстати, очень неплохая. Особенно мне понравилась возможность устанавливать пределы работы автофокуса, чтобы он не отвлекался на фоновые объекты и тех, кто попадает перед камерой. Делается это очень просто – нажимаете кнопку C, а затем передним и задним колесом выбираете лимиты фокусировки, которые отображаются на шкале. При установленных лимитах шкала остаётся на экране, и стрелочкой показывается, где находится объект, чтобы можно было подрегулировать.

С лимитами фокусировки, максимальной скоростью автофокуса, которая настраивается в меню, и в режиме 12 кадров/сек, a77 II может дать фору многим камерам, предназначенным для спорта.

Интересно, что камера не выдаёт 12 кадров/сек просто так в любом стандартном режиме . Для этого на колесе режимов надо выбрать специальный, и только в нём будет максимальная скорострельность. В остальных режимах a77 II выдаёт не больше 8 к/с. Режим 12 расположен между панорамой и видео:

В этом специальном режиме вы ничего не сможете поменять – ни выдержку, ни диафрагму , только ISO. Диафрагма при этом будет максимально открыта, а выдержка максимально короткая для текущих условий.

Кстати, ещё одно важное преимущество, которое даёт полупрозрачное зеркало – возможность снимать видео с полноценным фазовым автофокусом, и это действительно огромное преимущество по сравнению с другими камерами, которые как бы предполагались для видео, например Nikon D5300 , но снимать видео на них – испытание на грани человеческих возможностей.

Другое следствие зафиксированного зеркала – невозможность оптического видоискателя, но вы этого не заметите. Электронный видоискатель в окуляре настолько хорош, что надо специально вглядываться, чтобы это увидеть, особенно если у вас включён режим, когда на экране нет ничего лишнего, видоискатель при этом очень большой, как на полнокадровых камерах. У картинки естественные цвета и нет типичных проблем цифровых видоискателей – завышенной контрастности и задержки. Ну а если вас не устраивает окуляр, можете визировать по экрану, который поворотный на кронштейне, но не на таком угловатом, как на Sony a7 , за который постоянно цепляешь. На a77 II кронштейн покрыт пластиком, а углы скруглены – приятная мелочь. В целом, экран получился очень удачным, хоть он и не сенсорный.

По поводу автофокуса хотелось бы сделать замечание, что хоть он быстрый, настраиваемый, да и вообще современный, но что-то не так с софтом. В целом неплохо, но если сравнивать с автофокусом Nikon, то у Sony он больше похож на лотерею – даже при покадровой фокусировке автофокус умудряется наводиться по-разному. Я привык на Никонах фотографировать в автомате и не обращать на это внимания, но автомату Сони я перестал доверять уже через неделю, обнаружив некоторые кадры не в фокусе.

HDR я использую каждый раз во время ночной съёмки

А также, когда пасмурная погода, а под рукой нет градиентного фильтра . HDR в таких ситуациях помогает не потерять небо:

И ещё мне очень нравится режим панорамы в камере. Панораму можно снимать в любой ориентации камеры, всё прекрасно склеивается само. Конечно, возможности автоматического режима ограничены, поэтому что-то более сложное вам придётся клеить на компьютере традиционным способом . Но когда панораму делает сам фотоаппарат, поверьте, остановиться невозможно;)

Или вот так:

Из прочих плюшек есть:

  • Универсальный разъём карт памяти, поддерживает SD и Memory Stick DUO Pro.
  • Минимальная выдержка 1/8000.
  • Быстро включается, почти как все нормальные зеркалки.
  • Наличие стабилизатора в камере.
  • Большой буфер, который очень полезен при скоростной съёмке.
  • 3 пользовательских режима, в которые можно сохранять любимые настройки

Из недостатков я бы отметил невозможность зарядить от USB. Ведь a7 можно заряжать! Почему a77 II нельзя?

Ну и ещё один нюанс, которым недостатком я назвать не могу – отсутствие подсветки автофокуса, которой я всё равно никогда не пользуюсь, так как Sony a77 II прекрасно фокусируется в темноте. Если камера не фокусируется, то и снимать там нечего.

Итого

Sony a77 II – прекрасный и относительно недорогой вариант для спорта, впрочем как и для всего остального, если вы сможете привыкнуть к особенностям управления. Если у вас по какой-то причине не получаются шедевры, то дело явно не в камере, потому что

Второй инструмент - функция ограничения зоны фокусировки. Для ее вызова нужно нажать кнопку C на задней панели, а потом двумя управляющими колесиками настроить начало и конец диапазона. Это очень просто и удобно и реально может пригодиться профессионалам. Например, фотографам-анималистам: заняв место в засаде, они могут заранее задать расстояния, в которых должен действовать автофокус, и обезопасить себя от случайных срабатываний, если в кадр попадет «чужой» объект.

Впрочем, если по функциональности к автофокусу нет никаких вопросов, то по точности они есть. В серийной съемке все хорошо - процент брака (а он в ситуации со следящей фокусировкой неминуем) весьма разумный и не превышает критических значений, но вот в покадровом режиме камера ошибается чаще, чем того хотелось бы. Это не системные ошибки, а просто определенная нестабильность в работе. Даже один и тот же сюжет с одной точки камера может снять с разным фокусом. Обычно это становится более очевидно при съемке с недостатком света. Для любителя редкие промахи не являются особой проблемой, а вот профессионалу стабильный результат очень важен, так что эту особенность автофокуса мы бы отнесли к минусам.

К работе баланса белого и экспозамеру претензий нет. Для репортеров это хорошая новость, ведь у них зачастую нет возможности снимать в RAW и нужно выдавать приемлемый результат сразу в JPEG. Камера с такой задачей справляется, тем более что параметры конвертирования можно настроить.

Но самое сладкое для репортеров - это скорость серийной съемки и размер буфера камеры. II позволяет снимать 12 кадров в секунду, причем с работающим автофокусом. Это примерно соответствует уровню топовых полнокадровых зеркалок и на 2 fps опережает главного конкурента Canon 7D mark II (про его анонс мы рассказывали ). Впрочем, 12 fps доступны не всегда, а только в специальном режиме, который нужно предварительно активировать на диске выбора режимов. Увы, но на максимальной скорости настраивать выдержку и диафрагму аппарат не позволяет. Выдержка автоматически устанавливается на самое короткое доступное при данном количестве света значение, а диафрагма максимально открывается (насколько позволяет объектив). Обычно сериями так и снимают, но если вдруг вы захотите управлять глубиной резкости, то в этом режиме такой возможности у вас нет. Максимальная скорость с возможностью ставить собственные параметры - 8 fps, что, впрочем, тоже немало.

Если по части кадров в секунду II обошел Canon 7D II, то вот в размере буфера Canon берет реванш. Не сказать, чтобы у Sony такой уж маленький буфер - даже в прожорливом режиме RAW+JPEG камера без проблем разом сделает 25 фотографий, а в режиме JPEG запнется примерно на 65-м снимке - но просто у Canon он еще больше. Не стоит, правда, забывать, что у 7D на 4 мегапикселя меньше и файлы получаются легче.

Экран камеры может так

Электронный видоискатель, который является особенностью всех камер с полупрозрачным зеркалом, с первого поколения не претерпел значительных изменений. А зря. Его по-прежнему можно охарактеризовать как неплохой, но если раньше в Sony могли говорить, что самый лучший ЭВИ у них, то теперь этот титул смогли перехватить другие производители - особенно по таким параметрам, как лаг и яркость. ЭВИ , хоть и по-прежнему впечатляет размерами в этих параметрах, уже не так хорош.

Основной дисплей сохранил размер в 3 дюйма и прежнее разрешение, однако количество пикселей в нем увеличилось на 25%. Дело в том, что инженеры стали использовать экран с системой RGBW, где применяется четвертый субпиксель для отображения белого цвета. Это позволяет экрану стать значительно ярче и уверенно себя чувствовать на солнце, а также экономит заряд батареи. Без изменений остался классный поворотный механизм, который позволяет вращать экран в трех плоскостях, что очень удобно. Есть возможность даже развернуть дисплей лицом к фотографу и сделать селфи.

Как и в любой современной камере, в II есть Wi-Fi, более того, инженеры реализовали связь через NFC для более быстрой установки соединения. Беспроводные возможности типичны - копирование фотографий на смартфон или планшет, настройка камеры, дистанционное управление. А вот GPS по непонятным причинам из аппарата убрали. Впрочем, если есть смартфон, геотеги можно поставить с его помощью.

Автономность всегда была слабым местом камер с полупрозрачным зеркалом, и в II ситуация не стала значительно лучше. Более экономные дисплей и ЭВИ помогли увеличить запас кадров на сотню-полторы, но даже до отметки в 600 снимков аппарат доползает уже почти полностью разряженным. Даже немного странно, что для такой продвинутой камеры в Sony не придумали новую батарею, для старой, объемом 1650 мА·ч, это предел автономности.

Само собой разумеется, что аппарат Sony оснащен стабилизатором изображения. Его удалось немного доработать при смене поколений, и теперь он, по заверениям производителя, обеспечивает до 4,5 стопа компенсации выдержки, что почти позволяет догнать системы стабилизации, которые используются в объективах.

Видеовозможности аппарата оказались весьма приличными, но не столь продвинутыми, как ожидалось. Камера может снимать в разрешении Full HD при 60 кадрах в секунду, имеет ручные настройки, стереомикрофон, выход под наушники и вход для внешнего микрофона, а также 16-ступенчатый регулятор громкости на записи. Но у конкурентов все это уже есть. В сегменте видео, который развивается очень быстро и в котором каждая камера оказывается продвинутее предшественников, для привлечения профессиональной аудитории нужны инновационные возможности, которых у II нет. Впрочем, любителю (пусть даже и продвинутому) способности камеры к записи роликов будут более чем достаточны, тем более что само по себе качество довольно высокое, да и автофокус работает хорошо.

Работа с камерой

Электронные функции своих аппаратов в Sony развивают хоть и небыстро, зато регулярно. Вот и II умеет все то, что и предшественники, но получил несколько новых фильтров для съемки. Даже без них арсенал фотографа для получения творческих фотографий велик - есть не только фильтры, но и эффекты (которые работают, правда, только в JPEG). Они способны кардинально преобразить кадр и добавить ему творческого начала. Почти до совершенства доведены функции автоматической склейки панорам и HDR, ими могут пользоваться даже привередливые фотографы.

Вообще, любителям снимать в JPEG камера дает массу возможностей. Чего только стоит функция Creative Style, которая позволяет использовать различные цветовые и световые схемы с возможностью настройки. Кроме того, если снимать в JPEG, камера может автоматически исправить аберрации, искажения и даже подтянуть тени, если это нужно. Профессиональную обработку RAW эти манипуляции никогда не заменят, но они существенно облегчают и убыстряют процесс получения качественной фотографии. Если нет возможности долго корпеть над снимками, то всем арсеналом помощников II можно смело пользоваться.

Из маленьких, но важных мелочей отметим тот факт, что аппарат умеет работать в ручном режиме с автоматическим ISO и экспокоррекцией. Отсутствием возможности ввести в такой ситуации поправку отличаются даже многие продвинутые камеры, у II такая возможность есть.

Выводы

Часть экспертов, говоря о будущем зеркальной фототехники Sony, предполагают, что компания может ликвидировать только любительский сегмент камер, а профессиональный оставить. Выход II в таком контексте оказывается весьма логичным. Эта камера лучше всего подходит для профессионального репортажа. Очень большая скорость серийной съемки, нормального размера буфер, профессиональные фишки типа подстройки фокуса или ограничения диапазона фокусировки, приличная эргономика и схема управления, которая не разочарует продвинутого фотографа.

Цена в $1200 позволяет камере рассчитывать на место в кофре, вот только безоблачным будущее аппарата не назовешь. Ведь Canon уже выпустила 7D mark II по этой же цене, но с более интересными буфером и автофокусом. По слухам, на подходе Nikon D7200, который тоже выйдет на рынок со своими техническими аргументами, да и среди пользователей самой Sony ажиотаж не наблюдается - брать II на замену аппарату первого поколения особого смысла нет, а для пользователей начальных аппаратов этой марки II - слишком дорогой и сложный. Хотя если компания продолжит выпускать по одной зеркалке в год, у ее поклонников может не стать особого выбора - другого нового аппарата, с которым можно использовать объективы с байонетом А, в арсенале просто нет.

Наверное, все уже знают, что Сони в кропнутых зеркалках отказалась от классического зеркала и перешла на технологию SLT с полупрозрачным зеркалом. Такое решение выглядит логичным на бюджетных зеркалках, но на новой топовой кроп-камере А77 это вызывает массу вопросов, как и новая 24Мп матрица.

Чтобы выяснить, насколько это оправданно, и как выглядит А77 на фоне конкурентов, я взялся за тест камер Sony A77, Canon 7D и Nikon D7000. В целом рассматривайте этот текст как обзор Sony SLT-A77, потому как 7D и D7000 уже достаточно хорошо известны.


Хват камер

Начну с первых впечатлений, а именно хвата камер. Поскольку мое мнение будет признано предвзятым, расскажу, что говорили мои знакомые кэнонист (5D) и никонист (D700).

Сначала взяли в руки D7000:
Кэнонист: Ну, Никон ожидаемо г***о. В руке не лежит совсем, кнопок нет - в утиль…
Никонист: Хват, конечно, на бюджетных Никонах неудобный, на моем D700 нормальный.

Затем 7D:
Кэнонист: Вот! Кэнон - другое дело, в руке лежит отлично. Никон - г***но.
Никонист: Нууу, конечно Кэнон удобнее будет. Хват выше, но так ты сравниваешь с 7D - он выше классом.

Ну, и на закуску я выдавал им А77:
Кэнонист (делает удивленное лицо, пробует кнопки): Удивительно, но Сони удобнее, хоть и меньше. И кнопок много, и сделаны качественно.
Никонист: Мда, Сони удобнее всех держать будет.

Мое мнение в принципе такое же: у 7D самый высокий хват и принципе не плохой, у А77 хват ниже, но более эргономичный за счет формы рукоятки. У D7000 хват мне не понравился, откровенно неудобно держать на фоне остальных, я бы его сравнивал скорее с хватом Sony A550. Так же хочется отметить, что обрезиненная площадь корпуса у А77 самая большая, и резинки (на мой вкус) приятнее, чем у Кэнона. Никон же на резинках откровенно сэкономил в плане их количества.

Качество сборки

Иногда в интернете можно встретить отзывы, что та или иная камера плохо собрана. Давно такого не видел, по-моему, все камеры уже давно собираются качественно. Но ради интереса осмотрел стыки на всех трех тушках. Ровные стыки на всех тушках были подогнаны идеально, а вот на сложных линиях (около вспышки и т.п.) у Кэнона и Никона была явно заметна различная ширина щелей в стыках, на А77 такого обнаружить не удалось. Но это всё мелочи.

Кнопки

На мой вкус самое удобное расположение кнопок у Сони А77, но я привык к эргономике Сони. Эргономика Кэнон мне не нравится, но у 7D достаточно много кнопок и в целом это дело вкуса или дело привычки. А вот на D7000 с кнопками действительно не очень. Допустим, кнопку смены режима АФ я нашел только с помощью инструкции. Но она всё равно так сделана, что оперативно её нащупать у меня не получалось.

Что касается возможных настроек кнопок и колес, то Кэнон тут впереди. Очень удобное и красивое меню, где показывается расположение кнопки и возможные её назначения, при этом инженеры придумали наиболее логичные варианты и поэтому выбор не перегружен. У Никона же наоборот, кнопок мало, зато назначить можно всё, что хочешь - откровенно говоря, перебор, я полистал и даже разбираться не стал. У Сони настраиваемых кнопок мало, режимы так же продуманы, но хотелось бы больше и кнопок, и режимов.

Видоискатель

Понятно, что следующим шагом знакомства с камерами становится видоискатель. Видоискатель 7D показался мне крупнее и чуть светлее, чем у D7000. Сравнивать с видоискателем А77 невозможно, потому что он электронный, но я расскажу свои впечатления.
1) ЭВИ Sony A77 намного крупнее ОВИ 7D и D7000.

2) Он намного более информативный. В ЭВИ выводится не только картинка, но и электронный уровень, гистограмма, все настройки фотоаппарата (к сожалению, это всё можно выводить только по очереди, и нельзя комбинировать, но меняются они оперативно, кнопкой DISP) . Также в ЭВИ можно зайти в меню.
3) ЭВИ намного ярче в условиях плохой освещенности. Тут нужно остановиться подробнее. Очень многие (в основном это те, кто эту камеру в руках не держал и нового ЭВИ не видел) пишут, что якобы картинка в ЭВИ стробит, шлейфит, шумит и вообще полное… На самом деле это не так, картинка в ЭВИ начинает заметно шуметь, когда в ОВИ 7D и D7000 вообще ничего не видно. Что касается лага, стробов и шлейфов - это тоже выдумки, никакого дискомфорта при движении камерой работа ЭВИ не доставляет.

Приведу видео, для подтверждения своих слов.

4) При хорошем освещении смотреть в ОВИ приятнее, но при этом ЭВИ демонстрирует ту картинку, которую получишь, что позволяет подумать до нажатия на кнопку. А не так: снял - посмотрел, что получилось - подумал - снял ещё раз - посмотрел…
5) Для пользователей А55 и подобных камер скажу, что новый ЭВИ заметно лучше.

Особенно хочется отметить уровень в ЭВИ А77. Мне, вечно заваливающему горизонт, он очень понравился. У 7D тоже есть уровень в видоискателе, но его работа ничего кроме недоумения не вызывает, абсолютно бесполезная вещь.
Гистограмма тоже уже оказалась очень полезной вещью, позволяющей в случае необходимости ввести экспокоррекцию до съемки. А не как раньше - снял, посмотрел гистограмму, ввел коррекцию, снял…
Но есть и минус: нельзя уровень и гистограмму вывести одновременно, хотя места в видоискателе достаточно.

Автофокус

Если пробежаться по сухим цифрам:
1) Canon 7D - 19 крестовых точек АФ, с датчиком для 2.8 по центру.
2) Nikon D7000 - 39 точек АФ, из них 9 крестовых.
3) Sony A77 - 19 точек, из них 11 крестовых.

По цифрам А77 вроде как слабее Кэнон и Никон. У Кэнон куда не плюнь - везде кресты, не промахнешься, а вот где кресты у Никона - я не знаю. Есть два режима работа с выбором точки 39 точек (нафиг не надо), и 11 (при этом, где те, которые не крестовые, можно только гадать). У Сони кресты расположены неплохо - 3 группы: в центре, и примерно в 1/3 кадра. Но, опять же, нет режима выбора только крестов (зачем выбирать другие точки, когда рядом кресты - непонятно). Но большая часть кадра пустует, а они там нужны для следящего АФ. С другой стороны фишка SLT технологии в том, что сопровождение объектов идет в том числе и по контрастному АФ.

Вы можете сравнить расположение точек АФ у камер:

Сравнивать подробно АФ этих камер в разных режимах нет смысла, так как много зависит от стекла, которое одето на камеру. Допустим, 18-55, одетый на D7000, фокусировался очень неуверенно там, где 24-120 наводился без проблем, при этом у 18-55, одетых на 7D и А77, таких проблем не было.

Я сравнил скорость фокусировки камер по центральной точке в комнатных условиях освещения, ни у одной из камер такие условия проблем не вызвали:

Так же я сравнил скорость фокусировки в очень плохих условиях освещения. Тут слабину дал 7D по одной простой причине - у него нет подсветки АФ, а без неё фокусироваться он уже не мог, пришлось включать строб вспышки:

Есть ещё один интересный режим фокусировки, который выделяет А77 на фоне Кэнон и Никон. Это режим LV. Могу сказать, что, учитывая наличие поворотно-откидного экрана, этот режим очень полезен - съемка от бедра, работа над головой, от земли, из-за угла и т.п. - это всё получается сказочно удобно и быстро. И в этом режиме работы A77, в отличие от К и Н, использует фазовые датчики фокусировки, что обеспечивает быструю фокусировку. Смотрите сами - разница разительная:

Допустим, на 7D можно тоже включить фокусировку в режиме LV по фазовым датчикам. Но это совершенно не то, пока камера фокусируется - картинки нет, как кадрировать? После съемки экран так же гаснет, в общем снимать так смысла я не увидел, не говоря о том, что без поворотного экрана, которым снабжаются всё современные тушки, режим LV вообще не интересен (по крайней мере мне).

Следящий АФ

Откровенно говоря, формального теста для следящего АФ я не придумал. В помещении для этого слишком темно, а на улице одному тоже было сложно что-либо придумать. Поэтому я решил просто машинки поснимать на перекрестке.

И тут выяснилось, что снимать следящим АФ в широкой зоне нет смысла, так как АФ сам выбирает точку, и это зачастую не тот объект, который хотелось бы отследить. Т.е. по-хорошему надо выбирать или зону, и держать нужный объектив зоне, или выбрать точку и держать точку на объекте.

А вот у А77 есть другой вариант, она позволяет отслеживать объект по матрице и при этом фокусироваться на него фазовыми датчиками. Работает это так:
http://www.youtube.com/watch?v=RW072IR6o ww

Тут можно отметить сразу несколько минусов:
1) Фазовые точки переключаются достаточно медленно - это видно по видео.
2) Если объект слабо отличается от фона, или есть схожие объекты вокруг, то следящий АФ может терять объект или захватывать схожий объект.
3) В минус этому режиму хочется записать расположение точек АФ (картинка была выше), из-за того что точки разбросаны по трем группам, а не равномерно как у Кэнон и Никон, есть зоны в которых фокусироваться на объект просто не чем. И это критично, если объект не очень крупный.

Ещё хочется отметить у А77 функцию распознания лиц. И, конечно же, следящий АФ по лицам. Работает так:

Для данного режима можно отметить все те же минусы, что были указаны выше. Ещё хочется отметить, что в случае малой ГРИП смысла использовать это режим нет, так как камера может навестись и на ухо, и на нос, и ещё куда-нибудь. Таким образом, реально это будет работать, только при ГРИП от 10-20см (примерно), так как камера сама фокус на глаза класть не будет.

Но вернемся к сравнению. Так как формализовать тест сложно, напишу лишь общие впечатления. Я по центральной точке снимал машины, едущие на встречу при 50мм/4.0. Задача, в общем-то, не сложная.

Лучше всех справился с этим 7D + 24-70, у него промахов практически не было. На D7000 + 24-105 промахов было достаточно много, но небольших, т.е. фотку с промахом в веб-размере использовать можно. А77 + 16-55 в большинстве серий отработала четко и промахов не было, но в двух сериях где-то в середине камера явно ушла в перефокусировку на 2-3 кадра, потом опять резко.

Вообще АФ в А77 понравился и в целом никаких нареканий у меня не вызвал. Но для тех возможностей, которые он дает, явно не хватает точек АФ, ну или хотя бы нормального распределения тех, которые есть. При наличии реального следящего АФ пустые дыры между группами точек удивляют. Надеюсь, в следующих камерах реализованные возможности будут доведены до идеала.

Ручная фокусировка

В ручной фокусировке SLT-камере нет равных. Во-первых, с пикингом фокусировать можно быстро и беспроблемно с любым мануальным стеклом. Во-вторых, в видоискателе, как и на экране, можно увеличить участок фокусировки и точно навестись. В общем, если раньше я в принципе не рассматривал возможность использовать мануальные стекла, так как навестись в мелкий видоискатель невозможно, то теперь у меня есть повод задуматься.
Для тех, кто первый раз слышит про пикинг видео: http://www.youtube.com/watch?v=kwNiz2iFt pA
Просто сказка для предметников.

Серийная съемка

Наверное, все знают, что А77 обеспечивает самый высокий темп съемки - 12 к/с. Правда, при этом блокируются фокус и экспозиция, так что режим применим далеко не всегда. Реальная же скорость 8 к/с, что вполне достаточно. Кэнон 7D так же имеет 8 к/с, а вот Никон D7000 выдает только 6 к/с. Но скорость серии - это ещё не всё, намного важнее длина серии и скорость освобождения буфера. А вот у А77 здесь самая большая проблема, так как её 24-мегапиксельные равы весят прилично.

Приведу данные по длине серии и скорости опустошения буфера:
1) Sony A77, RAW+jpg, длина серии 11 кадров, флэшка - Memory Stick Pro-HG Duo 16 Gb, время опустошения буфера - 57.5 сек. Хочу сказать - это трындец полный, камера при этом зависает и минуту висит без признаков жизни. Выключаю JPG.
2) Sony A77, RAW, длина серии 12 кадров, флэшка - Memory Stick Pro-HG Duo 16 Gb, время опустошения буфера - 45 сек. После 15-20 секунд зависания камера начинает делать снимки в освобождающийся буфер.
3) Sony A77, RAW, длина серии 12 кадров, флэшка - SanDisk Extreme 30 MB/s, время опустошения буфера - 17 сек. Через 2-3 секунды камера позволяет снимать дальше. В принципе это уже нормально, жить можно.
4) На DP (http://www.dpreview.com/reviews/sonyslta 77/page10.asp) есть информация использования на А77 флешки SanDisk Extreme Pro 16GB (45 MB/s) при этом длина серии составила 14 кадров, а время опустошения буфера 12 с. Получается, что использовать А77 для серий можно, но придется раскошелиться на быструю флэшку. Тогда с SanDisk Extreme Pro (90 MB/s) есть шанс получить время опустошения буфера 6 с.

Вернемся к остальным.

5) Nikon D7000, RAW, длина серии 10 кадров, флэшка - SanDisk Extreme 30 MB/s, время опустошения буфера - 8-9 сек.
6) Canon 7D, RAW, длина серии 22 кадра, флэшка - CF Transcend 120x , время опустошения буфера - 35 с.

Очевидно, что победителем в серийной съемке выходит Кэнон 7D - мало того, что у него серия в 2 раза длиннее, чем у остальных, так ещё время опустошения буфера будет вполне приличным, если запихнуть в него быструю флэшку. А купить быструю CF намного дешевле, чем SD, на которых работают Сони и Никон.

Раз уж я завел разговор о картах памяти, хочу кинуть камень в А77. В А77 всего один слот памяти - на MS или SD карту, что для аппарата такого уровня маловато (хотя у 7D тоже только одна CF). Так как слот один, а карты туда можно вставлять две, приходится каждый раз смотреть, какой стороной ставить, а в условиях плохого освещения маркировки не видно. С другой стороны вставляются обе карты одинаково, надо просто запомнить, но поначалу боишься сломать.
В А77 очень не хватает скорости серии в 5 к/с. Этот режим с быстрой флэшкой позволил бы без проблем делать серии длительностью 3 секунды, чего в общем-то хватает на все случаи. На имеющихся 8 к/с, буфер расходуется очень быстро и его явно не хватает. А 3 к/с - это как-то несерьезно.

Детализация

Новая матрица А77 имеет на своем борту аж 24 Мп - вроде бы намного больше относительно 18 Мп у Кэнона и 16 Мп у Никона, но в реальности размеры кадра выросли не сильно. Допустим, ширина кадра у А77 - 6000 точек, у Кэнона - 5184 точки. Но, тем не менее, разница видна. Я сравнил детализацию с объективами Кэнон 24-70, Никон 24-120 и Сони 16-50.

Дальнее поле: Ближнее поле:

В общем, разница по детализации заметная, но нужно понимать, что рост мегапикселей требует хорошей оптики и не сильно зажатых диафрагм. На 24 Мп микроконтраст начинает заметно падать, если зажимать больше 8.0.

Шумы

Многие уже, наверное, ознакомились с тестами на dpreview.com, imaging-resource.com и других тестовых ресурсах, и признали А77 сильно шумящей камерой. Правда, мало кто задумывается, как эти ресурсы делают тесты и как их надо интерпретировать, так что предлагаю свой тест, сделанный в одно время и в одних условиях, чего нет на тестовых порталах, которые выкладывают снимки, сделанные с разницей в год, два и т.д.

Первый сделанный мною тест был проведен с объективами 85L, 24-70L, 85ZA, 16-50 SSM и 24-120 VR. Таким образом, на Кэноне и Сони использовались разные объективы, чтобы исключить влияние объективов. Тест выявил интересную деталь - реальные ISO Sony A77 примерно на 0,7 стопа выше, чем у Кэнона, и на 0,7-0,9 стопа выше, чем у Никона (данные цифры указаны для ACR и LR3, в других конвертерах эти цифры могут отличаться). Т.е. при одинаковой экспопаре и одинаковом ISO снимок с Кэнона и Никона заметно темнее. Таким образом, ISO 1600 у А77 соответствует ISO 2500 у Кэнона и Никона. Допустим, imaging-resource.com заморачиваться с этим не стал и кадры с А77 сделал на других экспопарах, дав тем самым Кэнону и Никону 0,7 стопа форы по шумам, что некорректно.

Итак, я сделал два теста:
1) Снимал на одном ISO и на одной экспопаре на все фотоаппараты. Потом тянул Кэнон и Никон в конвертере до одинаковой яркости снимка. На этот тест отрицательно среагировали никонисты и кэнонисты, заявив, что тянуть из теней некорректно (и, в общем, они правы).
2) Во втором тесте я снимал на одинаковых экспопарах и разных ИСО, т.е. у Кэнона и Никона ИСО ставил на 2/3 стопа больше. Таким образом я получил одинаково экспонированные кадры со всех камер при одинаковых экспопарах. Корректней некуда.

Все равы конвертировал в LR3.5, точка черного в 0. Остальное по дефолту.

Результаты первого теста:
ISO 800: ISO 3200:

При таком сравнении А77, имея одинаковые с Кэноном и Никоном шумы в светах, заметно выигрывает по шумам в тенях. Вроде как переворот в сознании, но так тянуть на высоких ISO Кэнон и Никон не очень честно. Перейдем к результатам второго теста.

A77 - iso 1600, 7D - iso 2500, D7000 - iso 2500: A77 - iso 3200, 7D - iso 5000, D7000 - iso 5000:

Привожу результаты только для этих ISO, потому что ниже разницу не видно, а выше ISO уже не рабочие. Потому что на последних кропах видно изменение цвета на всех камерах - у Сони и Никона уход в синий, а у Кэнона в зеленый.

По результатам можно сказать, что Кэнон 7D по шумам чуть лучше в светах и чуть лучше в тенях, а у Никона с Сони практически паритет. И это при том, что у А77 24 Мп и полупрозрачное зеркало, которое съедает часть света. Это говорит о том, что новая матрица хороша, и, думаю, великолепно раскроет себя на NEX-7.

В общем, миф про шумность А77 был явно раздут на пустом месте, но с маркировкой ISO как-то нехорошо вышло.

Экран

Сами ЖК экраны у всех камер практически одинаковые, однако у А77 экран имеет 3 степени свободы. Этот экран в сочетании с возможностями автофокуса в режимах LV и видеосъемки ставит А77 просто на другой уровень по функционалу. Многие говорят, что это не нужно. Но на практике это не нужно, пока этого нет. Допустим, тесты я делал на низком туристическом штативе, на А77 я просто откидывал экран и работал, а на Никоне с Кэноном мучился. Ребенок маленький на полу играет - с А77 экран откинул и снял, на К и Н - ложись на пол. Хорошо, когда можно лечь, а осенью на мокрую землю ложиться не хочется.

Я не сомневаюсь, что когда будут обновлять 7D и D7000, на них будут поворотные экраны, но пока их нет и это жирный минус.

Вот пример кадра, снятого от земли, который я на Кэнон и Никон снимать не стал из-за грязи.

Видео

Разрешение по мирам:
Сони А77: Кэнон 7Д: Никон Д7000:

На всех камерах выходит примерно 1200*700, хотя надо честно признать, что миру на 7D я снял чуть мельче, а значит в реальности результат у него лучше. На видео это тоже заметно, 7D показался мне более резким.

Я делал сравнительные видео в помещении и на улице, но, к сожалению, пока я перетасовывал материал на переполненных хардах, видео улицы с D7000 куда-то пропало. Так что показываю, как работают камеры дома.

Специально использовал фокусировку в видео, чтобы наглядно показать, в чем преимущество фазового фокуса. По факту на 7D и D7000 снимать видео с фокусом нет смысла - фокусировка всё видео убивает, тогда как на А77 автоматическая фокусировка работает как часы. Причем при съемке видео доступны всевозможные режимы АФ. На книжке с ребенком, я показал, как сопровождение лиц работает при приближении-удалении.

В общем, по видео выводы такие: удобство съемки видео - Сони (тут и АФ, и экран - всё в тему), качество (разрешение) видео - Кэнон. При этом я хочу отметить, что бытовая камера, которая была у меня дома, выдавала значительно более четкую картинку. Но на фоне видео с зеркалок снимать ей желание пропало - нет того объема, который дает большая матрица.

Стабилизатор

Стабилизатор тестировался по следующей схеме: Кэнон 7D + 18-55 IS, Никон D7000 + 24-120 VR, Сони А77 + 16-50. Все объективы были выставлены на 50 мм, это ЭФР = 75мм. Я делал по 5 кадров с включенным стабом и с выключенным стабом на выдержках 1/15 (более 2х стопов), 1/8 (более 3х стопов), 1/4 (более 4х стопов).

1/15: 1/8: 1/4:

Как видно из кропов, с двумя стопами по выдержке справились более-менее все (Кэнон чуть мягче, возможно из-за стекла). С тремя стопами все справились скорее менее, чем более. Больше всего мне на этих выдержках нравится Никон. А вот на 4-х стопах по выдержке Сони выступила лучше всех.

Нужно помнить, что стекла Кэнона и Никона имеют разные стабы и разную эффективность, поэтому данные результаты верны только для этих конкретных стекол. Что касается Сони, то её стаб одинаков для любого стекла. И это жирный плюс, потому что стаб получают не только темные зумы, но и светлые фиксы, и даже пересаженные мануальные стекла.

Допустим, во время полевого теста, я снимал на 85-ки от Сони и Кэнона. При этом на 7D при выдержке 1/200 из трех кадров на трех шевеленка, на Сони на схожей выдержке (1/250) всё четко.
Вот эти снимки, у Кэнона выбрал самый лучший из 3-х кадров.

Сони: Кэнон:

Энергопотребление

У А77 заявлено 470 кадров по ЭВИ и 530 кадров по ЖК с одной зарядки, у Кэнона 7D - 800 кадров, у Никона D7000 - 1050 кадров. Очевидно, что это слабое место у А77, так как камера "полностью цифровая", как пишет Сони в рекламе. В целом разряд батарейки больше зависит от времени работы камеры, чем от кол-ва снятых кадров. Я видел отзывы владельца, который отснял на А77 с батручкой (два аккумулятора) 2500 кадров. При этом один аккумулятор сел полностью, а на втором осталось 90%.

Во время тестирования А77 разряжалась заметно быстрее К и Н, так что в походы к ней придется таскать больше аккумуляторов чем для классических зеркалок.

Прогулка с камерами

Решили с приятелем (никонистом) пойти и поснимать на три тушки сразу. Идея была неудачная, потому что попали мы в первый холодный день этой зимой, и три непристрелянные (да, это можно было сделать) камеры в реальных условиях - это пустая трата времени. В результате подобрать фотографии, чтобы со всех трех тушек был на месте фокус, не получилось. Поэтому, если будете смотреть полноразмеры, учитывайте, что на большинстве фоток фокус в молоке.

Кэнон: Никон: Сони:



error: Контент защищен !!